Аккредитация органов по сертификации в национальной системе аккредитации – рассуждения, выводы

Аккредитация органов по сертификации в национальной системе аккредитации – рассуждения, выводы

         23.12.2013г. Государственной Думой принят Федеральный закон РФ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», который одобрен Советом Федерации 25.12.2013г. Закон вступает в силу через 180 дней после его официального опубликования. Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функцию национального органа РФ по аккредитации в национальной системе аккредитации.

        Утверждение о том, что аккредитация в национальной системе аккредитации обязательна для всех органов по сертификации без исключения, является неправдой. Федеральный закон № 412-ФЗ четко определил тех, для кого аккредитация в национальной системе аккредитации является обязательной и тех,  кто при желании может аккредитоваться добровольно. Цитата из Федерального закона № 412-ФЗ  Глава 1, Статья 1, пункт 2. «Настоящий Федеральный закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации».

        Аккредитация в национальной системе аккредитации обязательна для органов по сертификации занимающихся так называемой «обязательной сертификацией», т.е. оценкой соответствия обязательных требований предъявляемых к продукции, подлежащей обязательной сертификации, перечень которой утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982, а также к продукции, в отношении которой определены обязательные требования Техническими Регламентами Таможенного Союза. Для органов по сертификации, занимающихся «добровольной сертификацией», т.е. оценкой соответствия требований в отношении их исполнения на добровольной основе (например сертификацией систем менеджмента), аккредитация в национальной системе аккредитации не является обязательной.

       Некоторые органы, занимающиеся оценкой соответствия на добровольной основе, сегодня добровольно аккредитуются в национальной системе аккредитации, хоть это и не является обязательным условием легитимности.  Безусловно, добровольная аккредитация в национальной системе призвана повысить степень доверия заказчиков и заинтересованных сторон к аккредитованному органу по сертификации, но на практике, зачастую остается не более чем хорошим маркетинговым ходом органа по сертификации для преднамеренного повышения стоимости своих услуг. Теперь,  размахивая Аттестатом аккредитации, можно заявить заказчикам о своей исключительной легитимности, о том, что все остальные, без аттестата аккредитации, просто мошенники, о том, что только их сертификаты соответствия будут признаваться, а все остальные нелегитимны, можно рассказывать заказчикам о высоком качестве своих услуг, о своем высоком профессионализме, а что на практике? К сожалению, многие органы по сертификации, будучи аккредитованными в национальной системе, сами сплошь и рядом нарушают процедуру сертификации, нарушая тем самым закон об аккредитации, подставляя себя и своих заказчиков.

       У любой медали есть и обратная сторона, извольте — пройдя аккредитацию в национальной системе аккредитации, органы по добровольной сертификации и их заказчики, в случаях нарушения процедуры сертификации, попадают под действие закона об аккредитации, под  действие Кодекса об административных правонарушениях РФ (Статья 14.47 КоАП РФ, штраф до 500 000 руб.). Так как контроль над деятельностью аккредитованного органа по сертификации осуществляется Федеральной службой по аккредитации, то при нарушениях процедуры сертификации, риски аккредитованного органа по сертификации и его заказчиков становятся очень высокими. Например, согласно закону об аккредитации 412-ФЗ, в течение года за 2 выявленных нарушения  Росаккредитация может лишить орган по сертификации аккредитации сроком на 2 года, это автоматически приведет к остановке действия сертификатов, оформленных этим органом, к опубликованию всех негативных сведений на информационных ресурсах Федеральной службы по аккредитации.

       Кроме всего прочего, оплата органом по добровольной сертификации процедуры аккредитации в национальной системе аккредитации, поддержание своего аттестата аккредитации в рабочем состоянии, прохождение органом ежегодной плановой инспекционной проверки, требует не малых финансовых затрат, все это автоматически ложится на плечи заказчиков и значительно удорожает процедуру сертификации для них. Остается открытым вопрос – кто сегодня хочет платить больше за повышение собственных рисков!

Подводим итоги:

  1. Аккредитация органа по добровольной сертификации в национальной системе аккредитации не является исключительной прерогативой легитимности его действий.
  2. Легитимность органа по добровольной сертификации определяется его соответствием требованиям Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002г., квалификацией экспертов, исполнением процедуры оценки, признанием результатов оценки всеми заинтересованными сторонами.
  3. Для настоящего признания добровольного сертификата соответствия важна не аккредитация органа, а реальное исполнение требований, на соответствие которым оформлен сертификат.
  4. Так как Россия не является членом Международного Форума по Аккредитации (International Accreditation Forum), то сертификаты соответствия, оформленные российскими органами по сертификации, автоматически не будут признаваться ни в Европе, ни в Азии, ни тем более в Америке, независимо от того аккредитован российский орган по сертификации в национальной системе аккредитации или нет!

Back to Top